https://www.traditionrolex.com/13

ШАМРАЙ

ВИКТОР

Президент Торгово-промышленной палаты города Тольятти


Виктор Николаевич, как Вы можете оценить текущую ситуацию в городе на фоне ограничений, связанных с пандемией коронавируса?

-О благополучии города, на мой взгляд, можно судить по двум базовым показателям: 1 – численность населения, 2 – инвестиции в город. С моей точки зрения пандемия
и связанные с ней ограничительные меры являются катализатором, ускоряющим ряд процессов, а для каких-то ингибитором
– многие сферы в бизнесе прекратили рост, многих направлений вообще не будет.

Кризис на фоне пандемии сопровождался резким падением цен на нефть и ростом доллара. И не стоит забывать о снижении реальных доходов населения за последние годы. Если смотреть на демографическую ситуацию, то за последние лет 5 численность тольяттинцев неуклонно сокращалась. Сейчас нас уже меньше 700 тыс. Многие себя успокаивают тем, что большая часть из города переехала в Тимофеевку, Прибрежный, Приморский и др., и никуда не делись, а просто прописку поменяли, а как работали, так и работают здесь. Такая тенденция есть. Но численность все равно сокращается.

Когда разрабатывался стратегический план развития города до 2030 года, когда проектировщики генплана докладывали свое видение города, они представили различные сценарии его будущего. Всего их было 5: оптимистичный, супероптимистичный, оптимальный и 2 пессимистичных. С количественными отсечками на каждые 5 лет: 2015, 2020, 2025 …  По 2020 году уже можно сравнить прогноз и факт. Реальная ситуация идет по варианту, которого не предусматривал самый пессимистичный сценарий.

Но гораздо больше снижения числа жителей меня беспокоит игнорируемая властями и общественностью проблема тольяттинского демографического сдвига. Мы, как уникальный город, движемся особым путем и у нас свои проблемы, несмотря на то, что глобально стареют все и везде.

 

В чем состоит проблема тольяттинского демографического сдвига?

-Человечество в целом переживает особое время, которое демографы называют "вторым великим переселением народов". Последний раз подобные по масштабам и последствиям события происходили в IV—VII веках, когда в цивилизованную Европу со всех ее окраин устремились варвары в поисках лучшей жизни. В результате длительных войн Римская империя, как самая цивилизованная часть того времени, рухнула. Варвары обустроились на ее территории.

Сейчас происходят похожие процессы, когда из наиболее отсталых регионов люди за лучшей долей (в этом их осуждать нельзя), пытаются уехать туда, где жизнь уже более- менее организована, в Америку, в Европу. Второй момент: во всех странах происходит урбанизация.  Около 10 лет назад была пройдена точка, когда половина населения земли стала жить в городах. У нас в стране процесс урбанизации идет давно. Люди из удаленных районов и маленьких деревень перебираются в районные и областные центры, а из них – в столицу.

Связанные с пандемией ограничительные меры эти процессы перемещений, конечно, притормозили, но на время. Многие страны закрылись. В столицах, куда переезжали наши ребята за «лучшей жизнью», все тоже закрыто, ехать пока особо некуда. Как правило, уезжают люди с целью выстроить карьеру с нуля, но эта возможность на сегодняшний день очень ограничена.

Другой процесс, который актуализирован пандемией, – это возможность работать дистанционно. Ситуация сегодня заставляет повнимательнее посмотреть на собственные возможности, доучиться, повысить свою квалификацию, а заодно и товарную стоимость, и подумать, а нужно ли вообще куда-то переезжать.

В чем специфика нашего города? В 60-70-е годы за 10-15 лет с 60 тыс. город увеличился до 600 тыс.  Ни один большой город России так быстро не рос. Тем, которым тогда было 25 лет, сейчас за 70. Их детям сейчас за 50. Налицо явный демографический сдвиг, который проявляет себя гораздо резче, чем в любом другом городе. По моим расчетам, через лет 10 у нас в Тольятти каждому второму будет за 50 лет.

Что происходит с экономикой тольяттинских предприятий?

-Тольятти – крупный промышленный центр, его еще называют «старопромышленным», учитывая структуру экономики. Несмотря на существенно уменьшившуюся за последние лет 10 численность работников крупных предприятий, именно их производственный потенциал определяет экономические перспективы города.

За счет того, что они производят экспортную продукцию, эти предприятия сейчас чувствуют себя не так плохо, как остальной бизнес, прежде всего малый и средний, ориентированные на внутреннего потребителя. Объемы у них немного снизились, но не критично, по сравнению с тем, что сейчас происходит на большинстве других предприятий. В этом плане мы за счет такой структуры экономики, которая считалась до кризиса не очень современной, справляемся с кризисом успешнее многих других городов.

 

Неизменная тема – это рабочие места. Людям некуда идти на работу, им не на что жить. Сейчас это самая волнующая и наболевшая тема. Какое Ваше мнение по этому поводу?

- Больше всего работников занято в торговле, услугах, логистике. Одно из наиболее очевидных последствий кризиса – торговля не будет прежней. Еще до кризиса в город пришли большие компании («Парк Хаус» и прочие) и вытеснили магазины «у дома», которым уже досталось от сетевых структур («Магнит», «Пеликан»). Посмотрите устройство любого большого торгового центра. Заходишь: чемоданы, платья, аксессуары – во многом это все, что нужно было раз в год, чтобы куда-то съездить. Сейчас ездить мы очень долго не будем. Даже когда откроют границы, не будем, потому что у нас нет доходов. Сейчас такой удар получит вся эта сфера, что больше в прежнем виде не восстановится.  Мы, кто еще покупает, научимся делать это через интернет. Пройдет год, два - и мы торговые центры не узнаем, это будут не традиционные ТЦ, это будут культурно-развлекательные здания. Это будут серьезные изменения, а серьезные изменения тоже формируют запрос.

 

Каким будет Ваш совет на будущее для предпринимателей?

-Предприниматель — это необязательно тот человек, который начинает свою деятельность только ради денег. Он работает и за то, чтобы получать удовлетворение от того, что ему удалось сделать, усовершенствовать. Многие люди сейчас находятся в предпринимательской позиции, когда нужно меняться, когда нужно чему-то научиться, если хочешь жить. «Чему нужно учиться, и кто будет учить?» – это огромный запрос к рынку труда. Революционные изменения, а когда такое происходит, то традиционный привычный подход «раз не здесь, то значит в Москве», он тоже меняется. Не бегите, от себя не убежишь. Развивайте гибкость ума дома, а после вы везде пригодитесь.

 

Как вы оцениваете, что проделали наши университеты и наши школы
в сфере образования?

-Кризис ускорил какие-то процессы, но по большому счету ничего нового не сделал. И школы, и университеты, которые затевали дистанционное образование и шли к проектной форме обучения, гораздо легче адаптировались. Кто-то ищет возможность в кризис, а кто-то сетует на жизнь. Не биться головой о стену, а посмотреть, кому ты можешь пригодиться. Тому, кто потерял бизнес,  сейчас плохо, но не смертельно. Это жестокий урок, который преподносит нам жизнь.
В очередной, между прочим, раз.

 

С учетом демографического сдвига, какие ниши в бизнесе могут стать востребованными?

-Один вариант. У нас становится больше людей
в возрасте. Это уход, это общение, которое им необходимо. Это можно делать только на уровне человек-человек. Это не глобальный бизнес, но это все равно гарантированный доход. Эти люди получают пенсию. Государство в этом плане обеспечивает уровень потребления. С ними нужно заниматься, для них нужны новые форматы. Надо думать и архитекторам, и строителям, и тем, кто будет выстраивать коммуникацию и питание. Это не то социальное призрение, где, условно, бабушку нужно на горшок посадить, нет. Уход связан со многими проблемами, которые для нас пока не разрешимы.

Другой – экономика знаний. Мало кто знает, что в Тольятти не одно и не два предприятий ИТ-сектора, на которых работают и по 200, и по 300, и даже по 500 человек. В большинстве своем эти ребята сделали выбор: они работают с ведущими мировыми лидерами цифровизации, а живут, по сравнению с возможностями той же столицы,
в комфортных условиях Тольятти.

Наш город имеет все возможности для дальнейшего развития – в этом я уверен абсолютно.

 

https://www.traditionrolex.com/13 https://www.traditionrolex.com/13